19.06.2017

Тибиальная нейромодуляция

В наших клиниках внедрена современная методика лечения гиперактивного мочевого пузыря - тибиальная нейромодуляция.

26.01.2016

Портативные приборы для ТЭС-терапии

Большинство наших пациентов, страдающих синдромом хронической тазовой боли (СХТБ) приезжают к нам издалека.

Интерстициальный цистит

Интерстициальный цистит – это хроническое воспалительное заболевание мочевого пузыря неинфекционной причины (этиологии) и не до конца известным патогенезом. Это состояние проявляется классической триадой симптомов: «частое мочеиспускание – внезапные позывы – боль при наполнении мочевого пузыря». Чаще всего, боль – основной симптом. Иногда, пациентки вынуждены принимать наркотики для уменьшения интенсивности болевого синдрома. В некоторых случаях, приходится прибегать к цистэктомии (удалению мочевого пузыря) и заместительной энтероцистопластике (созданию нового мочевого пузыря из кишечника).

Причины возникновения интерстициального цистита не совсем понятны, но…

Одной из основных теорий является теория дефицита гликозаминогликанового слоя. Действительно, в моче больных интерстициальным циститом снижено содержание основных гликозаминогликанов – гиалуроновой кислоты и хондроитинсульфата.

Это выглядит достаточно логично: из-за разрушения защитного слоя мочевого пузыря химически активные вещества, находящиеся в моче (например, ионы калия) попадают на обнаженную слизистую. Эффект такой, как если полить солевым раствором открытую рану или кожу щелочью. То есть, возникает боль. Но это еще не все: возникает химический «ожог» слизистой мочевого пузыря и затем, воспаление. Воспаление – значит, иммунная система атакует стенку мочевого пузыря, пытаясь уничтожить бактерии (которых нет). Это называется – аутоиммунный процесс. В итоге, вследствие объединенных усилий химических веществ мочи и «обманутой» иммунной системы, происходит разрушение внутренней оболочки мочевого пузыря.

В результате – при незначительном наполнении мочевого пузыря возникает нестерпимая боль, требующая незамедлительного опорожнения. В тяжелых случаях, пациентки мочатся более 100 раз в сутки.

Диагностика

Диагностика интерстициального цистита (ИЦ) достаточно сложна. В рекомендациях Европейского общества урологов и ICS указывается, что это – диагноз исключения. Т.е. если у пациентки мочеиспускание реже 8 раз в сутки, если помогают антибиотики, если в посеве мочи есть какая-то инфекция – это НЕ интерстициальный цистит. На самом деле, антибиотики могут помогать из-за «эффекта плацебо» (самовнушения), а микробы в посеве могут быть с кожных покровов или откуда-то еще…Поэтому, каждый врач ставит такой диагноз в соответствии со своим опытом и знаниями. Но повторюсь – главный симптом интерстициального цистита, это боль при незначительном наполнении мочевого пузыря, требующая немедленного мочеиспускания.

Впрочем,  есть два более-менее эффективных метода диагностики: цистоскопия и тест с калия хлоридом.

Цистоскопия (осмотр полости мочевого пузыря через эндоскоп) позволяет увидеть т.н. Гуннеровские язвы на слизистой мочевого пузыря. Если такая язва есть – 100%, что у пациентки интерстициальный цистит. Вот только язвы есть не у всех пациенток с ИЦ. Цистоскопия при интерстициальном цистите обязательно должна выполняться под общей анестезией, т.к. необходимо макисмально наполнить мочевой пузырь. Эта процедура называется "цистоскопия с гидробужированием".

По этой ссылке Вы можете посмотреть видео цистоскопии при интерстициальном цистите.

Что касается теста с калия хлоридом, то его смысл как раз в диагностике повреждения гликозаминогликанового слоя. Если слой не нарушен, то ионы калия не достигнут собственной пластинки (lamina propria) слизистой мочевого пузыря (уротелия) и не будут раздражать находящиеся там нервные окончания. Соответственно, введение раствора калия хлорида не вызовет боли. Если же гликозаминогликановый слой разрушен, частично или полностью, то раствор KCl  достигая собственной пластинки, вызовет болевой синдром. Таким образом, пациентке вводят два раствора: NaCl (нейтральный физиологический раствор) и KCl (безболезненный для пациентки с сохраненным защитным слоем). Если после введения калия хлорида появляется боль – значит это интерстициальный цистит. Разумеется, такой тест – лишь звено в диагностике этого сложного заболевания. Диагноз же ставится исходя из совокупности полученных данных.

Лечение интерстициального цистита – трудноразрешимая задача! Пациентки должны понимать, что заболевание хроническое и полное излечение маловероятно. Однако, возможно достичь ремиссии – отсутствия признаков заболевания в течение нескольких месяцев или лет.

Не существует какого-либо одного препарата или метода, лечение всегда комплексное!

Препараты и методы, используемые в лечении интерстициального цистита:

Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС) – целекоксиб (Целебрекс) эффективен в некоторых случаях, в основном в начальных стадиях.

Антигистаминные препараты, такие как гидроксизин (Атаракс) уменьшают аутоиммунный компонент заболевания.

Обязательным компонентом лечения являются антидепрессанты!!!
Европейское общество урологов рекомендует амитриптилин, однако в последнее время появились более эффективные препараты, такие как дулоксетин (Симбалта) и тразодон (Триттико). Тразодон весьма эффективен при ночном мочеиспускании (ноктурии).
Надо понимать, что эти препараты должны применяться длительно, несколько месяцев, а иногда лет.

Для введения в мочевой пузырь используются:  димексид, гидрокортизон, лидокаин, гепарин и PPS (пентозанполисульфат), вакцина БЦЖ.
Эффективность внутрипузырного введения лекарств увеличивается при использовании внутрипузырного электрофореза.
Кроме того, для восстановления гликозаминогликанового слоя применяется внутрипузырное введение гиалуроновой кислоты в форме гиалуроната натрия (Cystistat, УРОЛАЙФ). Гиалуроновая кислота показала высокую эффективность в комплексном лечении интерстициального цистита, однако следует понимать, что полное излечение вряд ли возможно, правильнее говорить о длительной ремиссии.

В последнее время активно применяется пероральное (внутрь) введение препаратов для восстановления защитного слоя мочевого пузыря, например "УРОЛАЙФ" в капсулах.

Гидробужирование мочевого пузыря – один из основных методов лечения классического интерстициального цистита. Под общим обезболиванием через цистоскоп в мочевой пузырь пациентке вводят 350 – 400 мл физиологического раствора. Это позволяет увеличить емкость мочевого пузыря и снизить частоту мочеиспускания.

В случае неэффективности консервативных методов применяются хирургические способы: от разрушения гольмиевым или диодным лазером измененных участков мочевого пузыря до энтероцистопластики – полной замены мочевого пузыря кишечным резервуаром.

Достаточно часто при интерстициальном цистите возникают миофасциальные болевые синдромы мышц тазового дна (m.levator ani, m.obturatorius int.). В таких случаях весьма эффективны инъекции ботулинического токсина в эти мышцы.

В завершение раздела позвольте привести клинический случай:

Пациентка Т., 37 лет, страдает интерстициальным циститом 7 лет. Обострение заболевания при употреблении кофе, спиртного, острого, после половых контактов. Неоднократно лечилась антибиотиками. Общий анализ мочи и посев мочи в норме.
Психологическое состояние крайне тяжелое, имеются суицидальные тенденции.
Назначено лечение: тразодон (Триттико) 150 мг. на ночь, дулоксетин (Симбалта) 50 мг. 2 раза в день. Инстилляции гиалуроновой кислоты ("Уролайф") 50 мл 1 раз в неделю, внутрипузырный электрофорез гидрокортизона 2 раза в неделю и лидокаина 2 раза в неделю. Через 2 недели отмечено улучшение. В настоящее время (прошло 6 месяцев) получает Триттико на ночь и инстилляции гиалуроновой кислоты ("Уролайф") 1 раз в месяц. Обострения после приема спиртного, острого, кофе практически исчезли. Однако, после половых контактов возникают кратковременные эпизоды болей в области мочевого пузыря. Контрольные анализы (общий анализ мочи, посев мочи, ПЦР) – норма. Тем не менее, после каждого полового акта пациентка принимает Монурал (на всякий случай).
Своим состоянием довольна, т.к. сравнивает с состоянием до лечения.

Пациенты из других городов полагают, что лечение в нашей клинике длительное и поэтому им сложно к нам приехать! Иногда это действительно так, но в большинстве случаев для диагностики достаточно одного дня. На следующий день выполняется инъекция ботулинического токсина, крионевролиз полового нерва, декомпрессия полового нерва, TVT-операция – в общем, наиболее эффективные манипуляции по лечению синдрома хронической тазовой боли и нарушений мочеиспускания. Продолжить лечение пациенты могут у себя дома – под нашим внимательным наблюдением через Skype, электронную почту и т.д. Мы выдаем все необходимые препараты и (при необходимости) приборы для домашней физиотерапии.

Помните! Поставить точный диагноз сможет только опытный,
профессиональный врач-уролог

Запишитесь на прием, позвонив по телефону 8 800 234 14 17